
То, что сделать не смогли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы грядущие ростки!
Ы. Алтынсарин
Сегодня в обществе слова «патриотизм», «любовь к Родине» вновь обретают высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Патриотизм - это глубоко социальное чувство, стержнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем. Это стремление защищать интересы государства как внутри страны, так и за её пределами.
Современная система образования вступила в подготовку такого воспитанника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким уровнем нравственности. Эта работа повседневная, многоплановая и расчитанная на многие годы вперед. Основополагающим принципом в этом вопросе является конкретно-исторический подход, основывающийся на героической истории нашего народа.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Ярким примером в истории Республики Казахстан в воспитании любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремлению к знаниям являются труды Ыбрая Алтынсарина - выдающегося исторического деятеля, просветителя-педагога. Его имя занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа.Система программы патриотического воспитания, опирается на примеры жизни исторических личностей Казахстана, поэтов, писателей, художников.
Наш век – это время массового передвижения людей, время больших перемен, преобразований.
В условиях существования различных народов в пределах Республики Казахстан актуальной является проблема формирования доброжелательных, межнациональных отношений. В связи с этим важно воспитывать в детях дошкольного возраста чувства интернационализма и патриотизма, как нравственных проявлений высшего порядка.
А как воспитать патриотов?
С одной стороны нужно, чтобы дети знали и любили свой край, с другой – чтобы чувствовали себя комфортно и уютно в любом уголке страны.
А для этого, прежде всего, необходимо понимать, что существуют народы и страны с разной культурой, историей, которые достойны такого же уважения, как и твой собственный народ.
Ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние. Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства. Первые взрослые на его пути – родители. Семья – начальная ступенька этой длинной лестницы. «Любовь к Родине у семейного очага зарождается» - гласит мудрая казахская пословица. Ы.Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» с уважением и благоговением описывает вековые обычаи казахской семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны.
«Кто ласкает нежно младенца,
Просыпаясь ночью от сна.
…Кто малыша осторожно сажает на коня…
…Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его мягким одеялом…». Значит мать и семья для малыша – его первая «Родина», его любовь к ним – первый опыт патриотизма.
И вот 2-3летний ребенок переступил порог детского сада! Патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, воспитание нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности, любви, неравнодушия ко всем событиям, происходящим вокруг него, интереса к стране, трудолюбие, желание доводить дело до конца.
Как подвести его к этому? Необходима последовательность, система в формировании гражданской позиции. Такую систему мы создали через реализацию программы «Асыл мұра».
Эта программа состоит из нескольких разделов той длинной лестницы, по которой малыш будет шагать несколько лет.
Ступив в раздел «Семья – Родина ребенка» ему раскроется сущность человека, осознание своей индивидуальности, неповторимости, даст знание о семье, своей родословной. Понятия «Я – единственный и неповторимый» поможет познать себя, открыть свое «Я», научит находить в себе прекрасные качества.
«Древо рода твоего» осчастливит знаниями своих родовых корней и имен своих предков, сформирует представление о предметах быта и их назначении, проявит стремление к эстетике и бережливости.
Ступенька за ступенькой ребенок познает много новых понятий и обращает их в дела и поступки. Тематика системного подхода позволяет день за днем «облагораживать» ребенка, делать его стойким, толерантным: «Взрослый рядом со мной» - уважение к труду взрослых, «Умники и умницы» - развивает любознательность, «Давайте говорить друг другу комплименты» - расширяет этический кругозор.
Тематика программы с самого раннего возраста обогащает знания и представления ребенка о родном городе, стране: «Лисаковск – мы гордимся тобой!», «Герб моего города», «Город традиций».
Много внимания уделяется соприкосновению с природой. Любить природу – значит любить свою Родину. Этому детей учат великие классики поэты.
Описание природы точны, выразительны и глубоко эмоциональны, согреты искренним чувством патриотической гордости в стихах Ы. Алтынсарина:
«Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
... Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта».
Эти великолепные строки побудили родителей и детей провести акцию «Посади свое дерево».
Расширяя представления о себе как гражданине знакомим детей с символами государства, воспитываем гордость за свою столицу: «Астана – расцвет Казахстана», «Мы – будущее нашей Республики».
По прохождению курса «Асыл мұра» дети научились оценивать себя, контролировать свои поступки, бережнее относиться к природе, стали неравнодушными ко всему происходящему вокруг них.
Воспитывая патриотизм мы используем героическое прошлое истории нашего народа, которое способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности. Чувство любви к матери, кРодине, её истории и традициям, дает возможность прикоснуться к самым важнейшим духовным и социальным ценностям человечества, укрепляет основы новой казахстанской государственности.Воспитывая детей в духе толерантности и согласия, мы создаем условия для поступательного движения в будущее и хотим, чтобы это имело продолжение в стенах школы.
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы грядущие ростки!
Ы. Алтынсарин
Сегодня в обществе слова «патриотизм», «любовь к Родине» вновь обретают высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Патриотизм - это глубоко социальное чувство, стержнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем. Это стремление защищать интересы государства как внутри страны, так и за её пределами.
Современная система образования вступила в подготовку такого воспитанника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким уровнем нравственности. Эта работа повседневная, многоплановая и расчитанная на многие годы вперед. Основополагающим принципом в этом вопросе является конкретно-исторический подход, основывающийся на героической истории нашего народа.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Ярким примером в истории Республики Казахстан в воспитании любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремлению к знаниям являются труды Ыбрая Алтынсарина - выдающегося исторического деятеля, просветителя-педагога. Его имя занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа.Система программы патриотического воспитания, опирается на примеры жизни исторических личностей Казахстана, поэтов, писателей, художников.
Наш век – это время массового передвижения людей, время больших перемен, преобразований.
В условиях существования различных народов в пределах Республики Казахстан актуальной является проблема формирования доброжелательных, межнациональных отношений. В связи с этим важно воспитывать в детях дошкольного возраста чувства интернационализма и патриотизма, как нравственных проявлений высшего порядка.
А как воспитать патриотов?
С одной стороны нужно, чтобы дети знали и любили свой край, с другой – чтобы чувствовали себя комфортно и уютно в любом уголке страны.
А для этого, прежде всего, необходимо понимать, что существуют народы и страны с разной культурой, историей, которые достойны такого же уважения, как и твой собственный народ.
Ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние. Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства. Первые взрослые на его пути – родители. Семья – начальная ступенька этой длинной лестницы. «Любовь к Родине у семейного очага зарождается» - гласит мудрая казахская пословица. Ы.Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» с уважением и благоговением описывает вековые обычаи казахской семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны.
«Кто ласкает нежно младенца,
Просыпаясь ночью от сна.
…Кто малыша осторожно сажает на коня…
…Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его мягким одеялом…». Значит мать и семья для малыша – его первая «Родина», его любовь к ним – первый опыт патриотизма.
И вот 2-3летний ребенок переступил порог детского сада! Патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, воспитание нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности, любви, неравнодушия ко всем событиям, происходящим вокруг него, интереса к стране, трудолюбие, желание доводить дело до конца.
Как подвести его к этому? Необходима последовательность, система в формировании гражданской позиции. Такую систему мы создали через реализацию программы «Асыл мұра».
Эта программа состоит из нескольких разделов той длинной лестницы, по которой малыш будет шагать несколько лет.
Ступив в раздел «Семья – Родина ребенка» ему раскроется сущность человека, осознание своей индивидуальности, неповторимости, даст знание о семье, своей родословной. Понятия «Я – единственный и неповторимый» поможет познать себя, открыть свое «Я», научит находить в себе прекрасные качества.
«Древо рода твоего» осчастливит знаниями своих родовых корней и имен своих предков, сформирует представление о предметах быта и их назначении, проявит стремление к эстетике и бережливости.
Ступенька за ступенькой ребенок познает много новых понятий и обращает их в дела и поступки. Тематика системного подхода позволяет день за днем «облагораживать» ребенка, делать его стойким, толерантным: «Взрослый рядом со мной» - уважение к труду взрослых, «Умники и умницы» - развивает любознательность, «Давайте говорить друг другу комплименты» - расширяет этический кругозор.
Тематика программы с самого раннего возраста обогащает знания и представления ребенка о родном городе, стране: «Лисаковск – мы гордимся тобой!», «Герб моего города», «Город традиций».
Много внимания уделяется соприкосновению с природой. Любить природу – значит любить свою Родину. Этому детей учат великие классики поэты.
Описание природы точны, выразительны и глубоко эмоциональны, согреты искренним чувством патриотической гордости в стихах Ы. Алтынсарина:
«Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
... Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта».
Эти великолепные строки побудили родителей и детей провести акцию «Посади свое дерево».
Расширяя представления о себе как гражданине знакомим детей с символами государства, воспитываем гордость за свою столицу: «Астана – расцвет Казахстана», «Мы – будущее нашей Республики».
По прохождению курса «Асыл мұра» дети научились оценивать себя, контролировать свои поступки, бережнее относиться к природе, стали неравнодушными ко всему происходящему вокруг них.
Воспитывая патриотизм мы используем героическое прошлое истории нашего народа, которое способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности. Чувство любви к матери, кРодине, её истории и традициям, дает возможность прикоснуться к самым важнейшим духовным и социальным ценностям человечества, укрепляет основы новой казахстанской государственности.Воспитывая детей в духе толерантности и согласия, мы создаем условия для поступательного движения в будущее и хотим, чтобы это имело продолжение в стенах школы.